index Документация Скрипты Шрифты Значки Полезные ссылки Форум
  О создании своего сайта
  Каскадные стили CSS
  Краткое описание html
  Html МЕТА тэги
  Документация по FLASH
  3D Studio MAX
  DreamWeaver FAQ
  Интерфейс CGI
  Руководство PHP
  PHP/FI 2.0
  Руководство Perl 5
  Perl FAQ
  Базы данных
  Описание SQL
  Доступ к БД

Рейтинг@Mail.ru be number one


Синтаксис.

Пел программа (скрипт) состоит из последовательности деклараций и предложений. Единственно что должно быть обязательно декларировано это форматы отчетов и подпрограммы (функции). Все не объявленные переменные, массивы, имеют значение 0 или null. Декларации (объявления).

Пел имеет свободный формат. Комментарии начинаются с символа '#' и продолжаются до конца строки.
Декларации могут использоваться в любом месте программы так же как и предложения (statements) но действуют они только в фазе компиляции программы. Обычно их помещают или в начале или в конце программы. Декларация подпрограмм позволяет использовать имя подпрограммы как списковый оператор начиная с момента декларирования.

Пример:

sub test; # Декларация подпрограммы test

$var1 = test $0; # Использование как оператора списка.

Декларации подпрограмм могут быть загружены из отдельного файла предложением require или загружено и импортировано в текущую область имен предложением use. Подробно см. главу Модули. Простое предложение.

Простое предложение обязательно
заканчивается символом ';' если только это не последнее предложение в блоке где ';' можно опустить. Заметьте что существуют операторы такие как eval{} и do{} которые выглядят как сложные предложения но на самом деле это термы и требуют обязательного указания конца предложения.

Любое простое предложение может содержать single модификатор перед ';'. Существуют следующие single модификаторы:

        if EXPR
        unless EXPR
        while EXPR
        until EXPR

где EXPR - выражение возвращающее логическое значение true или false. Модификаторы while и until вычисляются в начале предложения кроме блока do который выполняется первым.

if EXPR - Модификатор "если". Предложение выполняется если EXPR возвращает true.

Пример:

        $var = 1;
        $var2 = 3 if $var > 0; # Результат: $var2 = 3

while EXPR      - Модификатор "пока". Предложение выполняется столько раз пока EXPR = true

Пример:

        $var = 1;
        print $var++ while $var < 5; # Печать $var с инкрементом

Результат: 1234

until EXPR - Модификатор "до ". Предложение выполняется до тех пор пока EXPR = false

Пример:

        $var = 1;
        print $var++ until $var > 5; # Печать $var с инкрементом

Результат: 12345

unless EXPR - Модификатор "если не" . Обратный к if. Выражение выполняется есле EXPR = false.

Пример:

        $var = 1;
        print $var++ unless $var > 5; # Печать $var с инкрементом

Результат: 1 Сложные предложения.

Последовательность простых предложений ограниченная функциональными ограничителями называется блоком. В Пел это может быть целый файл, последовательность предложений в операторе eval{} или чаще всего это множество простых предложений ограниченных круглыми скобками '{}'.

Сужествуют следующие виды сложных предложений:

        if (EXPR) BLOCK
        if (EXPR) BLOCK else BLOCK
        if (EXPR) BLOCK elsif (EXPR) BLOCK ... else BLOCK

        LABEL while (EXPR) BLOCK
        LABEL while (EXPR) BLOCK continue BLOCK
        LABEL for (EXPR; EXPR; EXPR) BLOCK
        LABEL foreach VAR (LIST) BLOCK
        LABEL BLOCK continue BLOCK

Обратите внимание, что сложные предложения описаны в термах блоков а не предложений как в языках C или Pascal. Поэтому необходимо всегда использовать круглые скобки для обозначения блока.

if (EXPR) BLOCK - Вычисляется логическое выражение EXPR и если true блок выполняется.

Пример:

        $var =1;
        if ($var == 1)
           { print $var,"\n";
           }

Результат: 1

if (EXPR) BLOCK else BLOCK2 - Если EXPR=true выполняется BLOCK иначе BLOCK2.

Пример:

        $var =2;
        if ($var == 1)
           { print "\$var = 1\n";
           }
        else
           { print "\$var не равно 1\n";
           }

Результат: $var не равно 1

if (EXPR1) BLOCK1 elsif (EXPR2) BLOCK2 ... else BLOCK -

        Если EXPR1=true выполняется BLOCK1 иначе если EXPR2=true выполняется
        BLOCK2 иначе ... иначе BLOCK.

Пример:

        $var = 1;
        if ($var == 0)
           { print "\$var = 0\n";
           }
        elsif ($var == 1)
           { print "\$var = 1\n";
           }
        else
           { print "Не известное \$var\n";
           }

Результат: $var = 1 Циклы. while

Цикл while выполняет BLOCK до тех пор пока EXPR = true. Метка LABEL не обязательна и состоит из идентификатора завершающегося символом ':'. Метка необходима при использовании внутри блока цикла управляющих операторов next, last и redo. Если метка все же отсутсвует то эти операторы ссылаются к началу ближайшего цикла. Блок после continue выполняется всегда перед тем как вычисляется логическое выражение EXPR. Это подобно EXPR3 в предлжении for поэтому в этом блоке удобно изменять счетчики и флаги цикла даже если применяестя оператор next. Операторы управления циклом. next - подобен continue в С. Переходит к началу текущего цикла

т.е. повторяет итерацию.

Пример:

        M1:
        while ($i < 6)
            {
            ++$i;       # Увеличиваем счетчик на 1
            next M1 if $i < 3; # Переходим в начало если $i < 3
            ++$i;       # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1
            }
        continue
            {
            print "$i "; # Печатаем $i
            }

Результат: 1 2 4 6 last - подобен оператору break в языке С. Немедленно прерывает цикл.

Блок continue пропускается.

Пример:

        M1:
        while ($i < 6)
            {
            ++$i;       # Увеличиваем счетчик на 1
            last M1 if $i > 3; # Выход из цикла если $i > 3
            ++$i;       # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1
            }
continue {
            print "$i "; # Печатаем $i

}

Результат: 2 4 redo - начать новый цикл не вычисляя EXPR и не выполняя continue блок.

Пример:

        M1:
        while ($i < 6)
            {
            ++$i;       # Увеличиваем счетчик на 1
            redo M1 if $i == 3; # Далее пропустить для $i = 3
            ++$i;       # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1
            }
continue {
            print "$i "; # Печатаем $i

}

Результат: 2 5 7 Цикл for.

LABEL for (EXPR1; EXPR2; EXPR3) BLOCK Оператор for полностью аналогичен оператору for в С. В перед началом цикла выполняется EXPR1, если EXPR2 = true выполняется блок, затем выполняется EXPR3.

Пример:

        for ($i = 2; $i < 5; ++$i)
           {
           print $i, " ";
           }
        print "\nПосле цикла i = $i\n";

Результат:

        2 3 4
        После цикла i = 5
Цикл foreach.

LABEL foreach VAR (LIST) BLOCK

Переменной VAR присваивается поочередно каждый элемент списка LIST и выполняется блок. Если VAR опущенно то элементы присваиваются встроеной переменной $_. Если в теле блока изменять значение VAR то это вызовет изменение и элементов списка т.к. VAR фактически указывает на текущий элемент списка.
Вместо слова foreach можно писать просто for - это слова синонимы.

Пример:

        @месяц = ("январь","февраль","март");  # Создали массив
        foreach $i (@месяц)
            {
            print $i," ";       # Печать $i
            }

Результат: январь февраль март

Пример:

        @месяц = ("январь","февраль","март");  # Создали массив
        foreach $i (@месяц)
            {
            $i = uc($i); # Перевели в верхний регистр
            }
        print @месяц;

Результат: ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТ

Пример:

        for $i (3,5,7)
            {
            print "$i ";
            }

Результат: 3 5 7 Блоки и оператор switch.

Блок не зависимо от того имеет он метку или нет семантически представляет собой цикл который выполняется один раз. Поэтому действие опраторов цикла next, last, redo - аналогично описанному выше. Блоки удобны для построения switch (переключатель) структур. В пел нет специального оператора switch подобного языку С поэтому вы сами можете создавать удобные для вас конструкции. Опыт автора показывает что для простоты написания лучше всего подходит конструкция вида if ... elsif ... else ... хотя можно сочинить и нечто подобное:

        SWITCH:
        {
        if ($i ==1 ) { .....; last SWITCH; }
        if ($i ==2 ) { .....; last SWITCH; }
        if ($i ==3 ) { .....; last SWITCH; }
        $default = 13;
        }

Выбирайте сами по своему вкусу. Оператор goto.

В Пел существует оператор goto хотя где , как и когда его применять как говорил Ходжа Насредин "Тонкий филосовский вопрос". Для начинающих программистов которым от так "нужен" я бы вообще посоветовал "забыть" о его существовании. Однако при создании больших производственных задач на последнем этапе особенно при отработке "отвальных" ошибочных ситуаций конечно goto нужен.

В Пел реализовано три формы goto. goto - метка, goto - выражение и goto - подпрограмма.

goto - метка выполняет непосредственный переход на указанную метку.

goto - выражение - Вычисляет имя метки и делает соответсвующий переход.

        Например если мы хотим сделать переход на одну из трех меток
        "M1:", "M2:" или "M3:" в зависимости от значений переменной
        $i равной 0, 1 или 2 то это лучше сделать следующим образом:

        goto ("M1", "M2", "M3")[$i];

        здесь $i используется как индекс массива указанного непосредственно
        в выражении.

goto подпрограмма - довольно редкий случай т.к. всегда проще и надежней вызвать подпрограмму "естественным" образом. POD операторы. Документирование программ.

В Пел реализован очень удобный механизм для написания документации в момент создания программы. Для этого применяются специальные POD операторы. Если в теле программы интерпретатор встречает оператор начинающийся с символа '=' например:

= head Набор стандартных процедур

то пропускается все до слова '=cut'. Это удобно для включения длинных на несколько строк или страниц комментариев. Затем с помощью специальной программы pod можно отделить текст документации от текста программы.



Содержание







Hosted by uCoz